РПП подготовительная гуппа ОНР Долгобородова ЕВ

Содержание программы

I . ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1

Пояснительная записка.

1.2.

Цели и задачи реализации Программы.
Принципы построения Программы.

1.3.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

1.4.

Характеристика детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР).

1.5.

Возрастные особенности воспитанников, обучающихся по программе.

1.6.

Целевые ориентиры. Планируемые результаты освоения Программы.
II . СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Формы и средства организации образовательной деятельности.

2.1.1. Список детей
2.1.2. Динамика звукопроизношения
2.1.3. Циклограмма индивидуальной деятельности
2.1.4. Лексические темы
2.2.

Тематическое
деятельности.

планирование

коррекционно-развивающей

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.

Методическое обеспечение

3.2.

Система мониторинга

3.3.

Работа с родителями.

3.4.

План по самообразованию учителя-логопеда

3.5.

Организация развивающей и предметно-пространственной среды.

35
38

2

1. Целевой раздел
1.1Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа
является нормативным документом,
регламентирующим организацию и содержание образовательного процесса, процесса
коррекционной деятельности.
Данная программа рассчитана на коррекционно-образовательную работу в
подготовительной группе детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Программа составлена на основе нормативной базы:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в
Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 июля 2020 года
№ 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
- образовательным программам дошкольного образования»;

Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения , отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Устав ОУ, утвержденный постановлением администрации ДГО от
23.12.2015 г. №770-па.

Распоряжение Минпросвещения России от 6 августа 2020г. № P-75
«Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»
Основной базой рабочей программы является: адаптированная основная
образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева,
Т.В. Волосовец, О. П., Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В.
Лопатиной. — СПб.
В программу включены следующие парциальные программы, методические
пособия и разработки:

Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе
для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»., 2001

Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная группа.
Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. М.: Издательство «Скрипторий 2003»

Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия и навыков
звукового анализа. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»., 2000
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему,
обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка,
интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических
категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование
коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка
дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения
3

чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его
социализации.
По результатам диагностики речевого развития детей подготовительной группы
на начало образовательного периода выявлены следующие проблемы:

трудности в использовании вариантов сложных предложений;
программировании своих высказываний.

ограниченность речевых средств: однообразие и неточность в
употреблении слов, содержащих обобщения, оттенки значений, названий явлений
природы, абстрактных понятий; трудности словоизменения и словообразования
(подбор синонимов, однокоренных слов, метафор и сравнений, слов с переносным
значением); трудности овладения сложными предлогами;

недостаточность фонетической стороны речи;

нарушения произношения слов сложной слоговой структуры;

недостаточно сформированы умения звукослогового анализа и синтеза.
В связи с этим, можно сформировать цель рабочей программы.
1.2. Цели программы.
Цель программы – формирование полноценной фонетической системы языка,
развитие фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа
и синтеза, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Одной из основных задач программы является овладение детьми
самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными
навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что
формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает
преемственность со следующей ступенью системы образования.

1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые
для детей с осложненным ТНР приобретают особую значимость: от простого к сложному,
систематичность, доступность и повторяемость материала.
В основу курса коррекции речи в подготовительной группе с ТНР положены
следующие принципы:
 тесная взаимосвязь развития речи и познавательных процессов;
 взаимосвязь развития речи и моторики;
 принцип учета поэтапности формирования речевых умений;
 принцип развития (учета зоны актуального и ближайшего развития по
Выготскому);
 онтогенетический принцип;
 комплексный и системный подход;
 положение об опережающем развитии семантики по отношению к развитию
формально - языковых средств;
4

 принцип дифференцированного подхода;
 принцип деятельного подхода;
 принцип учета ведущей деятельности.
 принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что
обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной
деятельности в реальном мире.
Воспитатели и все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются
коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и
связанных с ним процессов.
1.4. Особенности детей с общим недоразвитием речи.
Речевая недостаточность при тяжелом нарушении речи у дошкольников может
варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными
проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития
(Левина Р. Е.).
В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие
состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи
(Филичева Т. Б.).
1.5. Возрастные особенности речи воспитанников, обучающихся по
программе.
6-7 лет (подготовительная к школе группа)
Для развития речи детей 6-7 лет характерно наличие развернутой фразовой речи
с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики,
Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых
видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет
пропуска или перестановки главных и второстепенных членов. В высказываниях детей
появляются слова, состоящие; из трех-пяти.
Отмечаются затруднения в употреблении некоторых простых и большинства
сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и
числительными в косвенных падежах). Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и попрежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и
управления.
Важной
особенностью
речи
ребенка
является
недостаточная
сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети
употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных,
отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых
профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и
частотным словообразовательным моделям. В то же время они не обладают еще
достаточными когнитивными речевыми возможностями для адекватного объяснения
значений
этих слов. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при
попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Ти5

пичным проявлением общего недоразвития речи являются трудности переноса
словообразовательных навыков на новый речевой материал.
Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих
понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий слов,
выходящих за рамки повседневного бытового общения. Отмечается тенденция к
множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам
внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые
смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п.
Наряду с лексическими ошибками у детей отмечается и специфическое
своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как
в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности
программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и
последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов
сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и
причинно-следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности
обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с
неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между
ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых
средств. Так, рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни,
дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении
предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей
слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.
В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов
разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Звуковая сторона речи
характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью
дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия
проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный,
гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых
есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в
слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не
выполняют.
1.6. Целевые ориентиры.
К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения
дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся
следующие речевые характеристики возможных достижений ребенка:
• ребенок хорошо владеет устной речью, использует слова разных частей речи в
точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной
лексикой и выразительными средствами языка; использует разнообразные способы
словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для
соединения частей предложения; правильно произносит все звуки родного языка,
отчетливо произносит слова и словосочетания, проводит звуковой анализ слов;
самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные
6

произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;
называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах,
различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
• ребенок любознателен; склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает
начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире;
• ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и
умения в различных видах деятельности;
• ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности,
способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и
задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);
• ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у
ребенка сформировалось положительное отношение к самом себе, окружающим, к
различным видам деятельности;
• ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, свободно пользуется
речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора,
эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные
произведения;
• ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к
волевым усилиям; способен осознавать события, которых не было в личном опыте,
улавливать подтекст;
• у ребенка развита звуковая аналитико-синтетическая активность:
воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно
использует в своей речи; способен делить предложения на слова и составлять из слов
(2-4); способен членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов; способен
проводить звуковой анализ слов; понимает смыслоразличительную роль фонемы.
Планируемые результаты.
Результат
Организационный.
Исходная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с
нарушениями речи.
Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к
проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.
Составление индивидуальных коррекционно-речевых программ помощи ребенку
с нарушениями речи в МДОБУ и семье.
Составление программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка с
нарушениями речи.
Основной.
Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых (подгрупповых)
коррекционных программах.
Психолого-педагогический и логопедический мониторинг.

7

Согласование, уточнение (при необходимости – корректировка) меры и
характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционнообразовательного процесса.
Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей
отклонений в речевом развитии.
Заключительный.
Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы
ребенком (группой детей).
Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных
перспектив выпускников группы для детей с нарушениями речи.
Решение о прекращении логопедической работы с ребенком (группой),
изменение ее характера или корректировка индивидуальных и групповых
(подгрупповых) программ и продолжение логопедической работы.

2. Содержательный раздел
2.1. Формы и средства организации образовательной деятельности.
Данная часть учебного плана представлена образовательной областью - речевая
коррекция. Реализация целей осуществляется в разнообразных видах деятельности:
• фронтальные (подгрупповые) логопедические компоненты непосредственно
образовательной деятельности,
• индивидуальные коррекционные занятия.
Речевая коррекция планируется в соответствии с сеткой занятий группы. Режим
дня и учебная нагрузка соответствуют возрастным особенностям детей и
способствуют их гармоничному развитию. Группу посещают дети шестого года
жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи III уровня
речевого развития).
Структура КОД в подгрупповой форме включает в себя:
 формирование лексико-грамматических средств языка;
 обучение диалогической и монологической речи;
 совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения,
восприятия и выразительности;
 развитие фонематического слуха;
 овладение элементами грамоты.
Продолжительность учебного года для воспитанников составляет 37 недель, но
так как первую неделю сентября, и последние две недели мая отводятся на
обследование детей, то фактически остается 33 недели для организации
коррекционно-образовательной деятельности.
Период с 1 по 15 сентября (2 недели) отводится для углубленной диагностики
речевого развития детей, сбора анамнеза, составления планов коррекционной работы
на год. После проведенной диагностики специалисты, работающие в логопедической
группе, на психолого-педагогическом консилиуме ДОУ обсуждают результаты
8

диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных
результатов утверждают индивидуальные коррекционно-развивающие программы. С
15
сентября
начинается
организованная
образовательная
коррекционнологопедическая деятельность с детьми в соответствии с утвержденным планом
работы.
Адаптированной образовательной программой (Нищева Н. В.) предлагается 5
учебных часов в неделю (фронтальная и групповая формы проведения). Из них 2 часа
отводится формированию лексико-грамматических категорий и навыков
словообразования; 2 часа – обучению грамоте и 1 час – развитию связной речи. Таким
образом, в течение учебного года всего 160 учебных часов; в месяц – 20 часов.
Однако, чтобы учебная нагрузка соответствовала нормам, предъявляемым
СанПиНом, количество НКОД пришлось изменить.
Форма проведения – подгрупповая, фронтальная и индивидуальная
образовательная деятельность (начало года). Речевая коррекция проводится 4 раза в
неделю по определённым лексическим темам и по принципу системного
взаимодействия между различными компонентами речи. НОД по формированию
лексико-грамматических категорий, навыков словообразования, развитию связной
речи и подготовка к обучению грамоте проводятся учителем-логопедом, а
закрепляются усвоенные знания детей воспитателями коррекционных групп.
Индивидуальные занятия направлены на осуществление коррекции
индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического
развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении
программой. Результативность логопедической работы отслеживается через
мониторинговые (диагностические) исследования два раза в год с внесением
последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного
процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Результаты мониторинга находят
отражение в "речевом профиле", где отмечается динамика коррекции
звукопроизношения каждого ребенка, «итоговом обследовании речевого развития
детей группы», ежегодном отчете и речевых картах детей.
В речевой карте каждого ребенка отражены направления коррекционной работы,
которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования
нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка
с ОНР.
Коррекционно-логопедическая работа осуществляется систематически и
регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных
логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями.
Проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью
выраженности
речевого
нарушения,
возрастом
и
индивидуальными
психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных
занятий 15 – 20 минут. Учитель – логопед может проводить индивидуальные занятия с
детьми во время дневной прогулки, время, потраченное каждым ребенком на
индивидуальное занятие (10-15 минут), восполняется более ранним выходом детей (на
10-15 минут) на вечернюю прогулку по сравнению с массовыми группами. Занятия с
детьми проводятся в дневное время.

9

Учебный год условно делится на три периода, которые взаимосвязаны и
взаимообусловлены: содержание обучения на каждом из предшествующих этапов
подготавливает детей к прохождению нового, более сложного материала:
1 период – со 2 недели сентября по 30 ноября
2 период – с 1 декабря по 28 февраля
3 период – с 1 марта по 15 мая
Продолжительность КОД в подготовительной группе для детей с общим
недоразвитием речи составляет 25 – 30 минут.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Таблица 1. Распределение КОД по периодам обучения (фронтальная и
групповая форма)
Количество часов

Коли
чество
НКОД
Виды НКОД

1 период
в
нед.

Формирование
лексикограмматических
категорий (ЛГ)
Развитие связной
речи (СР)
Формирование
фонематического
восприятия, обучение
грамоте (Ф)
Всего часов

2 период

в
мес.

1

в

в

сего

4

нед.

1

в
мес.

1

2

3 период
в
сего

4

в
нед.

1

в
мес.

1

0

в
сего

4

1
0

1

4

12

1

4

10

1

4

9

2

8

23

2

8

19

2

8

22

47

39

41

Таблица 2. Распределение КОД по месяцам (фронтальная и групповая форма)
Группа
Подготовительная
группа детей с ОНР
Итого:

І период
кол-во
месяц
часов
8
сентябрь
19
октябрь
20
ноябрь
47

ІІ период
кол-во
месяц
часов
16
декабрь
12
январь
11
февраль
39

ІІІ период
кол-во
месяц
часов
17
март
16
апрель
8
май
41

За весь образовательный период всего 127 КОД.
Таблица 3. Сетка проведения КОД во фронтальной и групповой форме по
периодам обучения
10

День недели

I период

II период

III период

понедельник

Логопедическое ОГ

Логопедическое ОГ

Логопедическое ОГ

вторник

Логопедическое ОГ

Логопедическое ОГ

Логопедическое ОГ

четверг

Логопедическое ЛГ

Логопедическое ЛГ

Логопедическое ЛГ

пятница

Логопедическое СР

Логопедическое СР

Логопедическое СР

Таблица 4. Распределение КОД (индивидуальная форма проведения)
Количество детей в
группе

Количество учебных часов на каждого ребёнка

14

2 детей по 2 занятия в неделю (НВОНР),
10 детей по 3 занятия в неделю (ОНР III ур.),
2 детей по 4 занятия в неделю (дизартрич. компонент,
низкий уровень речевого развития).

Учитывая то, что дети с ТНР часто соматически ослаблены, быстро устают и их
работоспособность падает, в середине деятельности проводится динамическая пауза,
происходит чередование заданий, используется пальчиковая гимнастика, самомассаж
всего тела и другие приемы с речевым ритмическим сопровождением.
Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета,
группового помещения и участка обеспечивает полноценное развитие личности детей
во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального
благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям и
полностью соответствует требованиям.

Календарно-тематическое планирование КОД по обучению грамоте
подготовительной группе ОНР
Период

№
п/п

Тема занятии

Навыки звукового анализа

в

Навыки чтения письма
11

1

«Органы
артикуляции»

2

«Речевые и
неречевые
звуки»

Сентябрь

3-я неделя

3

4

4-я неделя

5

6

6

2-я неделя

7

8

9

3-я
неделя

Октябрь

1-я неделя

5

Закрепить понятие о профессии
логопеда.
Познакомить с органами
артикуляции, правилами
поведения на занятии.

Развивать
артикуляторную
моторику.

Уточнить понятие «звук»
Закрепить понятие «Ряд»
Различение близких по
звуковому составу слов,
состоящих из бездефектных
звуков.
«Ряд», «Слова- формировать понятия «начало
предметы» ряда», «середина ряда», «конец
ряда».

Выкладывание ряда.
Развитие чувства ритма
и рифмы в стихотворной
речи.

«Словадействия»
Предложение
«Словапризнаки»
Предложение
Предложение
с предлогом

формировать понятия «словапредметы», «слова-действия»

Схемы предложений из
двух слов.

Гласные
звуки,
Гласные
буквы
Звуки и буквы
М, П, Т, К

Определение позиции гласного
звука в слове (начало, конец).
Анализ и синтез слогов ау-уа,
слога иа
Определение позиции звуков в
словах (начало, середина,
конец). Анализ слогов оп, от,
по, то
Анализ слов кот, кит

Выполнение прямых и
наклонных линий

формировать понятия «слова- Схемы предложений из
признаки», «предлог»;
трёх слов.
формировать понятие «предлог» Схемы предложений из
упражнять в конструировании четырёх слов с
предложений по опорным сло- предлогом
вам,
заданной
графической
схеме,
в
распространении
предложений за счет введения
однородных членов.
Чтение и печатание
слогов ау-уа, слога иа

Чтение и письмо прямых
и обратных слогов та,
от, ут, ит
Выкладывание слогов,
добавление буквы ко(т).
ки(т). ка(п)
Звук и буква X Определение позиции звука [х] в Чтение, печатание
Деление на
слове (начало, середина, конец)
слогов
слоги
и обратных слогах. «Кто плачет?
Кто смеется? хо, ха, хи ох, ух, ох
Звуки и буквы Анализ слова мухи
Чтение, печатание
К-Х
слогов около синего и
зеленого кружка ах, пух,
тихо хи, мухи
Звук и буква С Определение позиции звука [с] в Чтение и печатание
(знакомство) словах (начало, середина,
слогов, слов,
конец). Анализ прямых и
предложений: сам, сом,
обратных слогов ас, ос, ус, са,
суп. Это осы. У ос
12

11

Дифференциа
ция „С"-„Сь"

Подбор слов к схемам (по
картинкам)

4-я неделя

Звукослоговой анализ слова
соки

1-я неделя

Дифференциа
ция „Н"-„Нь"

Звукослоговой анализ слова
Соня

14

Звук и буква 3
(знакомство)

Определение позиции звука [з] в
слове (начало, середина).
Составление слова по данному
количеству звуков: зима, замок,
зонтик

15

«Дифференциа Подбор слов к схемам (по
ция „С"-„3"
картинкам)

3-я неделя

17

4-я неделя

Звук и буква Н Определение позиции звука [н] в Выкладывание и
слове (начало, середина, конец). печатание слогов, слов,
Анализ слогов на, но, ну, ин
предложений: он, она,
ын. сын, сон — нос. У
Тани ноты
Звук Нь
Звуковой анализ слова кони

13

16

Звук „Зь"
(знакомство)
Дифференциа
ция „3"-„3ь"

Составь слово из перепутанных
слогов
Синтез слов из звуков: [к], [о],
[з], [а]; [з], [о], [н], [т]; [з], [и],
[м], [а]
Звукослоговой анализ слова
зима
«Какой звук убежал?» [с](уп),
[з](убы), [с)(ок), [з](онтик),
[с](умка), [з](амок)

18

Дифференциа
ция „С"-„3",
„Сь"-„3ь"

19

Дифференциа
ция „С"-„3",
„Сь"—
„Зь"(продолже
ние)
Звук и буква
Ш
(знакомство)

Подбор слов к схемам (по
картинкам)

Слог ШИ
(знакомство)»

Звуковой анализ слова мишка

20

1-я неделя

Игра «Наоборот» —
составление и запись: ас
— са, ос — со, ис—си, ус
— су, ыс—сы.
Печатание предложения:
У Аси и Симы косы.

Звук „Сь"
(знакомство)

2-я неделя
Ноябрь

соты.

10

12

Декабрь

со, су

21

Определение позиции звука [ш]
в слове (начало, середина,
конец)

Печатание под
картинками слов ноты,
окна, кино (по слогам).
Выкладывание и
печатание предложения:
Тут кони
Добавить СЛОГИ,
чтобы получились слова:
(ко)за, за (мок)
Выкладывание и
печатание предложения:
У Зои замок
Печатание слов замок,
зонт
Печатание слов Тузик,
тазик
Печатание предложения:
У Зои мимоза. У Зины
заноза.
Печатание слов около
символов
зима, Сима, косы, козы,
соты, сито;
Печатание предложения:
У нас зима

Составление из слогов
имен детей и печатание:
Миша, Саша, Паша,
Маша
Выучивание правила ши
пиши с буквой и.
13

4-я неделя

3-я неделя

2-я неделя

Печатание слов по месту
буквы ш в словах по
схеме:
ш ___ __ ш__ ____ ш
шум
мыши
малыш
машина;
22

Дифференциа
ция „С"-„Ш"

23

Дифференциа Подбор слов с заданным
ция „С"-„Ш" количеством слогов и позиций
(продолжение) звука

Печатание слов по месту
звуков с или ш в словах:
сушка, Саша

24

Звук и буква JI Определение позиции звука [л] в
(знакомство)» словах
(начало,
середина,
конец).
Звукослоговой анализ слова
лампа
Звук „Ль"
Подбор слов к схемам звуко(знакомство)» слогового анализа: лук, лимон,
лиса

Печатание слогов, слов
по схеме:
Лук пила пол
предложения: Это луна

25

Подбор слов к схемам (по
картинкам)

26

Звук „Ль"
Звукослоговой анализ слова люк
(продолжение)

27

Дифференциа Звукослоговой анализ слова
ция „Л"—„Ль" лимон

Печатание предложения:
Это наш пушок

Выкладывание слов и
печатание под
картинками лук, лимон,
лиса
Печатание предложения:
У папы пила
Составление,
выкладывание и
печатание предложений
по двум картинкам: У
Кати лимон

28

30

Январь

2-я неделя

29

3-я неделя

31

32

Звук и буква
Ж

Определение позиции звука [ж]
в слове (начало, середина)
Звуковой анализ слова жуки

Чтение и печатание слов
по схеме
лу
ра
жа
ко
ба
Слог ЖИ
Звуковой анализ слова ножи
Выучивание правила жи
пиши с буквой и.
Печатание слов возле
символов ужи, уши
лыжи, мыши У Маши
лыжи
Звук и буква Р Определение позиции звука [р] в Чтение, печатание слов с
(знакомство
слове (начало, середина, конец). буквой р. «Слово
Составление слогов наоборот:
рассыпалось» — ыср —
ар — ра; ур—ру; ор — ро
сыр; ораз — роза; раыб
— рыба; урик — руки. У
Иры шарик
Звук и буква Р Звуковой анализ слова раки
Печатание слов около
(продолжение)
синего и зеленого
14

1-я неделя

4-я неделя

33

34

35
36

Февраль

2-я неделя

37

4-я неделя

3-я неделя

39

1-я неделя

Март

38

40

домиков роза, сыр, рыба
рис, шарик;
Звук „Рь"
Звуковой анализ слова шарик
Печатание предложений:
У Ромы шары. У Киры
розы.
Дифференциа Подбор слов с заданным
Печатание слов: Шура –
ция „Р"—„Рь" количеством слогов и позиций
Шурик, шар – шарик,
звука
шары - шарики
Дифференциа Вставь нужную букву, Л или Р
Печатание предложений:
ция „Р"-„Л"
На полу рак.
Дифференциа Подбор слов к схемам (по
Чтение предложений.
ция „Рь"-„Ль" картинкам)
Печатание: У Марины
малина.
Звук и буква В Определение позиции звука [в] в «Буквоед»: печатание
слове (начало, середина).
слов, дописывание
Звуковой анализ слова сливы
элементов букв.
Печатание предложении,
замена картинки словом:
В саду сливы
Дифференциа «Какой звук убежал?» ...етка
Составление и запись
ция „В"-„Вь" (вь), ...олк (в), ...аза (в), ...ишня
слова по схеме (крест на
(вь), ...олосы (в), ...етер (вь)
крест)
Ва
ка
Вет
ня
Виш за
Составление и запись
предложения: Виталик
повар
Дифференциа Вставь пропущенную букву.
Дописывание букв в
ция „Ш"-„Ж"
предложении и чтение:
У жука усы
Слоги ЖИПодбор слов к схемам (по
Закрепление правила жи
ШИ
картинкам)
и ши пиши с буквой и.
Составление и запись
предложения:
Ужи
жили у лужи.

41

Дифференциа
ция „3"-„Ж"

42

Дифференциа
ция „Б"—„Бь"

43

Дифференциа
ция „Б"-„П",
„Бь"-„Пь"

44

Звук и буква Г

Прочитай предложения
и поставь ударение в
словах.
Определение позиции звука [б] в Чтение и печатание
слове (начало, середина).
слов, составление их из
Синтез звуков в слова: [б], [ы],
слогов: 6у, шу, 6а, сы,
[к]; [ш], [у], [б], [а]; [б], [у], [с],
ка, бан
[ы]
(шуба, бусы, банка,
кабан)
Звуковой анализ слова булка
Печатание предложения:
У Кати шуба
Найти и обвести буквы Ж, 3.

Определение позиции звука [г] в Печатание слов под
слове (начало, середина). Синтез рисунками: гол. гуси,
15

2-я неделя

45

46

3-я неделя

47

48

4-я неделя

49

50

52

2-я неделя

53

54

55

3-я
неделя

Апрель

1-я неделя

51

слогов в слова: ло, го, ва — голова; горох, глаза.
га. но — нога, ра, го—гора
Дифференциа Изменить слова, заменив [г] на
Печатание слов, заменив
ция „К"-„Г", [к]
г на к: гора — кора
„Кь"-„Гь"
голос — колос
игра — икра
на гору идут
Звук и буква Д Определение позиции звука [д] в Составление и запись
слове (начало, середина)
предложения: Наш
город Москва.
Дифференциа Синтез звуков в слова:
«Составь
имена»:
ция „Д"-„Дь" [д], [о], [м]—дом;
составление имен из
[Д] , [у], [б]—дуб;
слогов и печатание:
[с], [а], [д], [ы] — сады;
Даша, Лида, Дима.
[Д], [и], [м], [а]— Дима
Дифференциа
ция „Т"-„Ть",
„Д"-„Дь"

Подобрать слова к схемам (по
картинкам)

Печатание слов возле
символов дыни, Даша
утка, кот
Составление и запись
предложения по
картинкам: У Димы
лопата
Звук и буква Й Определение позиции звука [й] в Печатание слов с буквой
слове (начало, середина, конец)
й
зай
гай - ка
май
Дифференциа Звуковой анализ слова зайка
Вставка пропущенной
ция „И"-„Й"
буквы й, чтение и
печатание предложений
Вот зайка. Он зимой белый
Звук и буква Ц Определение позиции звука [ц] в Чтение и печатание слов
слове (начало, середина, конец)
со слогами
иа улица курица
цо лицо яйцо
цы зайцы огурцы
Дифференциа Звукослоговой анализ слова
Составление и
ция „Ть"-„Ц" цыплята
печатание предложения
по сюжетной картинке:
Тима мыл лицо.
Звук и буква Определение позиции звука [щ] Чтение и печатание слов
Щ
в слове (начало, середина,
и предложений
конец) Звуковой анализ слова
щит плащ вещи:
плащ
Щуки ищут пищу.
Звук и буква Ч Подбор слова к схеме
Составление и
Звукослоговой анализ слова
печатание предложений:
речка
Хочу чай! Хочу на дачу!
Звуки и буквы
Ц, Ч, Щ

Показ символов на услышанные
в словах звуки [ч], [щ]

Печатание
слов
к
картинкам бочка щука
ручка плащ
Составление
16

4-я неделя

Буква Ь

Подбор слов к схемам. Звуковой
анализ слова карась

57

Буква Я

Звуковой анализ буквы Я, слова
рябина

58

Буква Ю

Звуковой анализ слова салют

59

Буква Е

Звуковой анализ слова белка

60

Май

1-я неделя

56

2-я неделя

61

62

предложений по
картинкам, печатание
их:. На елке была
белочка
Печатание слов возле
картинок лист листья
стул стулья
Составление
предложений, печатание
их: Мальчики катались
на коньках.
Печатание буквы я, слов
яма, мясо, язык моряк;
предложения: Яша
положил яблоки в ящик.
Таня пошла гулять на
поляну.
Чтение
слов,
составление
из
них
предложений
и
написание их: Нюра
гладит юбку утюгом.
Юра кормит индюка.

«Закончи слово»
пе — сок, ме — мел, ле —
лес. не — небо.
Чтение и печатание
предложений,
составление его из
отдельных слов: Белка
прыгает. Наступает
лето.
Буква Ё
Звуковой анализ слова ёжик
«Загадки и отгадки».
Дети отгадывают
загадки и записывают
слово-отгадку: ёж, ёлка,
самолёт, тёрка.
Печатание предложения:
Ёж нёс лист
Буква Ф.
Звуковой анализ слова фонари
Печатание слов на синей
Звуки „Ф"-„Фь
и зеленой
«дорожке»
фокус, лифт, форма
филин, Федя, кофе
Составление
предложения по
картинке: Фаина, Федя и
Фрося работают на
фабрике.
Буква Ъ
Звуковой анализ слов, сравнение Печатание слов возле
количества звуков и букв в
рисунков
слове подъезд
съехала
17

объехала
подъехала
Печатание предложения:
Подъёмный кран
подъехал к подъезду.
Диагностика

3
4
Всего:

Календарно-тематическое планирование КОД по формированию предложнопадежных конструкций и лексико-грамматического строя речи в
подготовительной группе ОНР
№
Дата

Тема недели

Тема КОД

Задачи

Литература

Сентябрь
Диагностика

1
2

«Овощи».
Овощи
(«Труд
Фрукты
взрослых на
полях и в
огородах».)

3

«Фрукты».
(«Труд
взрослых
садах».)

Сбор
урожая
в

и  Образование
относительных
прилагательных и согласование их
с существительными (вишнёвый
сок, сливовое варенье)
 Согласование
в
речи
прилагательных, обозначающих
цвет, форму, вкус (кислое яблоко,
желтая груша)

Лиманская О.Н.
Конспекты
логопедических
занятий. Второй
год
обучения.
Стр.

 Образование
слов
с
уменьшительно-ласкательным
оттенком (яблоко — яблочко,
лимон ~~ лимончик)
 Употребление существительных

Лиманская О.Н.
Конспекты
логопедических
занятий. Второй
год
обучения.
18

во
множественном
родительном
падеже
груши -много груш)
4

«Осень».
(«Периоды
осени.
Осенние
месяцы».)

Золотая
осень

числе, Стр.
(груша-

 Образование существительных
множественного числа (лист —
листья,
дождь
-дожди),
Объяснение значения переносных
слов; золотая осень, золотой
номер, золотые листья
 Употребление в речи глаголов
в единственном и множественном
числе (улетает - улетают , дует
~- дуют)

Лиманская О.Н.
Конспекты
логопедических
занятий. Второй
год
обучения.
Стр.

Октябрь
Деревья
 Активизация словаря по теме
Части дерева  Упражнять в образовании
множественного числа
существительных в родительном
падеже.
 Упражнять в образовании
относительных прилагательных от
названий деревьев.
 Учить согласовывать
числительные 1-5 с
существительными.
 упражнять в подборе словантонимов
 Формировать практическое
усвоение понятия «родственные
слова»

1

«Деревья
осенью»

2

«Насекомые». Предлоги В,  учить детей выкладывать схемы
(«Подготовка НА, ПОД
предложений с предлогами
насекомых к
 продолжать учить составлению
зиме».)
предложений по двум опорным
словам с включением заданного
предлога
 учить детей включать в
предложение пропущенный предлог
 Закрепить обобщающие понятия
«Насекомые»
 Упражнять в составлении
описательных загадок о предмете.

3

«Перелетные
птицы».

Птицы

 Образование глаголов с помощью
приставок
(улетели,
вылетели,
прилетели)
 Использование в речи предлогов,
выражающих
пространственное

Ткаченко Т. А.
Учим говорить
правильно.
Система
коррекции
общего
недоразвития
речи у детей
6 лет. Стр. 96

Ткаченко Т. А.
Учим говорить
правильно.
Система
коррекции
общего
недоразвития
речи у детей 6
лет. Стр.51

Лиманская О.Н.
Конспекты
логопедических
занятий. Второй
год
обучения.
Стр.
19

расположение предметов (в, над, из,
на)
4

«Водоплаваю Приставочн
щие птицы». ые глаголы
«Подготовка (закрепление)
к отлету».

 учить детей подбирать в
словосочетание и предложение
нужный по смыслу приставочный
глагол
 познакомить детей со схемой
образования глаголов при помощи
разных приставок
 учить детей замечать и исправлять
ошибки в употреблении предлога
С/СО

Ткаченко Т. А.
Учим говорить
правильно.
Система
коррекции
общего
недоразвития
речи у детей
6 лет. Стр. 80

Ноябрь
1

«Поздняя
осень».
«Грибы».
«Ягоды».
(«Сбор грибов
и
ягод
осенью».)

Предлоги С,
СО
Грибы,
ягоды

 познакомить детей с
пространственным значением и
схемой предлога С/СО
 учить детей составлять
предложения и схемы к ним с этим
предлогом
 Упражнять в употреблении
существительных в родительном
падеже единственного и
множественного числа.
 Упражнять в практическом
употреблении относительных
прилагательных

Ткаченко Т. А.
Учим говорить
правильно.
Система
коррекции
общего
недоразвития
речи у детей
6 лет. Стр. 82

2

«Домашние
Деревенский  Образование
притяжательных
животные и двор
прилагательных
(петушиный
их
хвост» лошадиная грива)
детеныши».
 Подбор
однородных
(«Содержание
прилагательных
к
домашних
существительному
(кошка
—
животных
рыжая, пушистая, ласковая)
осенью».)

Лиманская О.Н.
Конспекты
логопедических
занятий. Второй
год
обучения.
Стр.54

3

«Дикие
Дикие
животные и животные
их
детеныши».
(«Подготовка
животных к
зиме».)

 Образование
слов
с
увеличительными
оттенками
(зубищи, лапищи)
 Практическое
употребление
притяжательных
прилагательных
(беличье дупло, лисья нора)

Лиманская О.Н.
Конспекты
логопедических
занятий. Второй
год
обучения.
Стр.65

4

«Осенние
одежда,
обувь,
головные
уборы».

и  Слова-антонимы
(длинный
шарф, короткий шарф)
 Подбор
однородных
определений (платье красивое,
нарядное, шелковое)

Лиманская О.Н.
Конспекты
логопедических
занятий. Второй
год
обучения.
Стр.85

Одежда
обувь

20

Декабрь
1

«Транспорт». Транспорт
(«Виды
транспорта,
профессии на
транспорте,
трудовые
действия».)

 Образование существительных
при помощи суффиксов (трактор
—
тракторист,
кран
—
крановщик)
 Практическое использование в
речи существительных и глаголов
во множественном числе (машинамашины. Едет-едует)

Лиманская О.Н.
Конспекты
логопедических
занятий. Второй
год
обучения.
Стр.133

2

«Мебель».
Мебель
(«Назначение
мебели, части
предметов
мебели;
материалы, из
которых они
сделаны».)

 Слова
с
противоположным
значением (высокий — низкий.
широкий — узкий)
 Образование прилагательных от
существительных (круг – круглый, .
овал— овальный)
 Использование предлогов для
обозначения
пространственного
расположения (в, на, из под, из-за.
над)

Лиманская О.Н.
Конспекты
логопедических
занятий. Второй
год
обучения.
Стр.112

3

«Посуда».
Посуда
(«Виды
посуды,
материалы, из
которых
сделана
посуда».)

 Образование
относительных
прилагательных
от
существительных
(дерево
—
деревянный, стекло — стеклянный)
 Усвоение
согласования
существительных с числительными
(две тарелки, пять ложек)

Лиманская О.Н.
Конспекты
логопедических
занятий. Второй
год
обучения.
Стр.90

4

«Новый год». Новый год
«Зима».
«Зимние
месяцы».

 Образование
сложных
слов
(снегопад, гололед, лесоруб)
 Согласование в предложении
прилагательных
с
существительными
по
родам,
числам (веселый —Дед Мороз,
веселая — Снегурочка, веселые
дети)

Лиманская О.Н.
Конспекты
логопедических
занятий. Второй
год
обучения.
Стр.96

Январь
2

«Жители
Севера»

Предлог ИЗ-  уточнить пространственное
значение предлога
ЗА
(знакомство)  упражнять детей в правильном
употреблении предлога ИЗ-ЗА
Глаголы
 учить составлять
совершенного разнообразные предложения с
и
предлогом
несовершенно  продолжать учить детей
го вида
образовывать глаголы
совершенного вида от глаголов
несовершенного вида с помощью
приставок

Ткаченко Т. А.
Учим говорить
правильно.
Система
коррекции
общего
недоразвития
речи у детей
6 лет. Стр. 75

21

3

«Зимующие
птицы»,
«Дикие
животные
зимой».

«Зима.
 Учить составлять рассказы с
Изменения в опорой на картинный план и
вопросы.
природе»
 Уточнить знания о признаках
зимы.
Предлоги
НА, С
 Формировать понятие «время
года».
 Учить использовать предлоги
НА, С с существительными множественного числа в
родительном, винительном и
предложном падежах.

4

«Профессии».
(«Трудовые
действия».)

«Зимние
виды спорта.
Словообразо
вание»

 Формировать навыки
словообразования.
 Формировать умение понимать и
объяснять незнакомые слова.
 Формировать навыки
составления сложноподчиненного
предложения.
 Развивать внимание, память,
мышление.

Ткаченко Т. А.
Учим говорить
правильно.
Система
коррекции
общего
недоразвития
речи у детей
6 лет. Стр.91

Бардышева
Т.Ю., Моносова
Е.Н.
Логопедические
занятия
в
детском
саду.
Зан. 66

Февраль
1

2

«Инструменты» Профессии
.

«Животные
жарких
стран».
(«Повадки,
детеныши».)

«Животные
и
птицы
холодных и
жарких
стран,
их
детеныши и
птенцы»

 Образование существительных с
помощью суффиксов --чик. -щик
(летчик, часовщик). Образование
существительных
от
глаголов
(учить — учитель, строить —
строитель)
 Употребление глаголов я форме
будущего времени е частицей ся и
без нее (буду строить— построю)

Лиманская О.Н.
Конспекты
логопедических
занятий. Второй
год
обучения.
Стр.106

 Уточнить знания по теме,
расширить и активизировать
словарь.
 Закрепить умение употреблять
существительные в именительном
падеже единственного и
множественного числа.
 Закреплять умение употреблять
существительные множественного
числа в родительном падеже.
 Учить образовывать
притяжательные прилагательные от
названий животных и птиц.
 Учить правильно использовать
предлоги ЗА, ИЗ-ЗА, В, ИЗ.
 Формировать умение составлять

Ткаченко Т. А.
Учим говорить
правильно.
Система
коррекции
общего
недоразвития
речи у детей
6 лет. Стр.75

22

сложноподчиненные предложения.
 Учить согласовывать
числительные 1—5 с
существительными.
3

4

«Комнатные
Предлог ИЗрастения».
ЗА
(«Размножение,
уход за ними».) (2
занятие
по
теме)
Составление
предложени
й
по
сюжетным
картинкам с
использован
ием
признаков и
действий
предметов.
«Животный
мир морей и
океанов».
«Речные,
аквариумные
рыбы».

 продолжать учить детей
правильно употреблять в речи
предлог ИЗ-ЗА
 учить выкладывать схему
предложения с данным предлогом
 Учить составлять
предложения распространенные
прилагательными и глаголами
(Веселый мальчик едет на лыжах).
 Учить находить логическую
последовательность
в
предложениях,
правильно
согласовывать
слова
в
предложениях.

Ткаченко Т. А.
Учим говорить
правильно.
Система
коррекции
общего
недоразвития
речи у детей
6 лет. Стр. 77

Погода
и  Усвоение многозначности слов
природные
(снег идет, поезд идет человек
явления
идет)
 Использование
глаголов
единственного
и
множественного
числа (идет — идут, летит —

летят)
Март

1

«Ранняя
весна.
Весенние
месяцы».
«Мамин
праздник».

Весна

 Усвоение слов переносного
значения: ветер воет, лес уснул.
Образование
сравнительной
степени прилагательных (теплотеплее, длинный - длиннее)
 Согласование в предложении
нескольких определений (ручеек
звонкий, быстрый, говорливый)

Лиманская О.Н.
Конспекты
логопедических
занятий. Второй
год
обучения.
Стр.137

2

«Первые
весенние
цветы»

Прилет птиц

 Образование
глаголов
с
оттенками значения (подлететь.
взлететь)
 Правильное употребление в речи
глаголов
совершенного
и
несовершенного вида (птица летит
- птица прилетела)

Лиманская О.Н.
Конспекты
логопедических
занятий. Второй
год
обучения.
Стр.142

3

Знакомство с
творчеством
К. И.
Чуковского.

 учить детей различать
окончания местоимений
 учить подбирать
существительные в соответствии с
родом и числом местоимения.

Ткаченко Т. А.
Учим говорить
правильно.
Система
коррекции

Согласование
местоимений
НАШ, НАША,
НАШИ
с
существительн

23

общего
ыми. Предлог  уточнить с детьми
недоразвития
пространственные отношения,
НАД
речи у детей
выраженные предлогом НАД;
6 лет. Стр. 65
 познакомить детей со схемой
данного предлога;
учить детей выделять предлог НАД
в тексте и составлять различные
предложения с этим предлогом.

4

Знакомство с
творчеством
С. Я.
Маршака.

 учить детей образовывать
словосочетание в родительном
падеже от словосочетания в
именительном падеже,
согласовывая при этом
числительное и существительное
между собой.
 упражнять детей в употреблении
несклоняемых существительных в
различных падежных конструкциях,
учить составлять предложения с
этими
существительными
и
различными предлогами.
Апрель

Ткаченко Т. А.
Учим говорить
правильно.
Система
коррекции
общего
недоразвития
речи у детей 6
лет. Стр.84

1

«День
День
 Уточнить и расширить знания по
космонавтики» космонавтики теме.
 Учить понимать и употреблять в
речи сложноподчиненные
предложения.
 Формировать умение подбирать
родственные слова.
 Воспитывать чувство
патриотизма и гордости за свою
родину.

Бардышева Т.Ю.,
Моносова Е.Н.

2

Знакомство с
творчеством
С. В.
Михалкова.

«Согласование
числительного
и
существительн
ого
в
родительном
падеже»
Несклоняемые
существительн
ые

Существите
льные.
Глаголы.

 Употребление слов с
увеличительными оттенками
 Закрепление понятий «словопредмет», «слово-действие»,
«слово-предмет»
 Составление сложных
предложений со значением
противопоставления
 Согласование числительных с
существительными и
прилагательными
 Закрепление навыков чтения
 Закрепление навыков
составления схемы предложения
 формировать понимание и
практическое усвоение предлогов
НАД, ОКОЛО, МЕЖДУ, ЗА, ПОД,

Логопедические
занятия в детском
саду. Зан. 97

Ткаченко Т. А.
Учим говорить
правильно.
Система
коррекции
общего
недоразвития
речи у детей 6
лет. Стр.88

24

ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, БЕЗ.
3

4

Знакомство с Существите  формировать усвоение
творчеством
льные.
некоторых форм словоизменения:
А. Л. Барто
Глаголы.
окончаний имен существительных
Словоизмен единственного и множественного
ение.
числа, глаголов настоящего и
Словообразо прошедшего времени совершенного
вание
и несовершенного вида, окончаний
глаголов мужского и женского рода
прошедшего времени;
 формировать практическое
усвоение согласования прилагательных, числительных и
притяжательных местоимений с
существительными; формировать
практическое усвоение и понимание
антонимов.
«Растения и Растения и  Образование
притяжательных
животные
животные
прилагательных
(лисья
нора,
весной».
весной
медвежья берлога)
 Практическое
усвоение
предлогов (над, из-под, из-за)

Ткаченко Т. А.
Учим говорить
правильно.
Система
коррекции
общего
недоразвития
речи у детей
6 лет. Стр.60

Лиманская О.Н.
Конспекты
логопедических
занятий. Второй
год
обучения.
Стр.

Май
1

«День
Победы»

День
Победы

 Расширить знания о Великой
Отечественной войне 1941— 1945
гг. и празднике Победы.
 Воспитывать чувство
патриотизма, любовь к Родине,
гордость за страну, уважение к
ветеранам.
 Закреплять умение раскладывать
картинки самостоятельно, в
соответствии с логикой, составлять
рассказ, уметь его озаглавить
 Продолжать учить детей
работать в паре, уметь
договариваться

Лиманская О.Н.
Конспекты
логопедических
занятий. Второй
год
обучения.
Стр.

2

«Перелетные
птицы
весной».

Прилет птиц  Образование
глаголов
с
оттенками значения (подлететь.
взлететь)
 Правильное употребление в речи
глаголов
совершенного
и
несовершенного вида (птица летит
- птица прилетела)

Лиманская О.Н.
Конспекты
логопедических
занятий. Второй
год
обучения.
Стр.

3
4
Всего:

Диагностика

25

Неделя

Календарно-тематическое планирование КОД
по развитию связной речи в подготовительной группе ОНР

Лексическая тема

Тема КОД

№
занятия
Дата
проведе
ния

Литература

Сентябрь
Диагностика

1
2

3

«Овощи». («Труд
взрослых на полях Составление рассказа с опорой на
и в огородах».)
схему „В огороде".
«Фрукты».
(«Труд взрослых в
садах».)
Пересказ рассказа Л.Н. Толстого
«Косточка» с помощью сюжетных
картин

«Осень».
(«Периоды осени.
Осенние месяцы».)
4

Пересказ рассказа В. Бианки
«Купание медвежат»

1

2

3

Бардышева Т.Ю.,
Моносова Е.Н.
Логопедические
занятия в детском
саду. Зан. 13
Гомзяк О.С.
Говорим
правильно.
Конспекты
занятий по
развитию связной
речи в подг. к
школе логогруппе
зан.4
Гомзяк О.С.
Говорим
правильно.
Конспекты
занятий по
развитию связной
речи в подг. к
школе логогруппе
зан. 9

Октябрь
«Деревья осенью»
1

Пересказ «Лес». Родственные
слова.

4

Бардышева Т.Ю.,
Моносова Е.Н.
Логопедические
занятия в детском
саду. Зан. 18

26

2

«Насекомые».
(«Подготовка
насекомых
зиме».)

к Составление описательного
рассказа о пчеле с опорой на
схему.

5

«Перелетные
птицы».
Пересказ рассказа И.С. СоколоваМикитова «Улетают журавли» с
помощью опорных сигналов

3

4

«Водоплавающие
птицы».
«Подготовка
к Пересказ «Предзимье».
отлету».

6

7

Гомзяк О.С.
Говорим
правильно.
Конспекты
занятий по
развитию связной
речи в подг. к
школе логогруппе
зан.5
Гомзяк О.С.
Говорим
правильно.
Конспекты
занятий по
развитию связной
речи в подг. к
школе логогруппе
зан.6
Бардышева Т.Ю.,
Моносова Е.Н.
Логопедические
занятия в детском
саду. Зан. 30

Ноябрь

1

2

3

4

«Поздняя осень».
«Грибы». «Ягоды».
(«Сбор грибов и Пересказ рассказа В. Катаева
ягод осенью».)
«Грибы» с помощью сюжетных
картин

«Домашние
животные и
детеныши».
(«Содержание
домашних
животных
осенью».)

9

их

«Дикие животные и
их
детеныши».
(«Подготовка
животных к зиме».)
«Осенние одежда,
обувь,
головные
уборы».
(«Материалы,
из
которых
они
сделаны».)

Составление рассказа «Неудачная
охота» по серии сюжетных
10
картин, с изменением сюжета

Рассказ по серии картонок
«Дикие животные»

Составление описательного
рассказа «Одежда» с опорой на
схему.

11

12

Гомзяк О.С.
Говорим
правильно.
Конспекты
занятий по
развитию связной
речи в подг. к
школе логогруппе
зан.7
Гомзяк О.С.
Говорим
правильно.
Конспекты
занятий по
развитию связной
речи в подг. к
школе логогруппе
зан.8
Бардышева Т.Ю.,
Моносова Е.Н.
Логопедические
занятия в детском
саду. Зан. 44
Гомзяк О.С.
Говорим
правильно.
Конспекты
занятий по
развитию связной
речи в подг. к
школе логогруппе
зан.10

Декабрь

27

1

2

3

4

«Транспорт».
(«Виды транспорта,
профессии
на Пересказ русской народной
транспорте,
сказки «Лиса и журавль» (с
трудовые
элементами драматизации)
действия».)
«Мебель».
(«Назначение
мебели,
части
предметов мебели; Составление рассказа «Откуда к
материалы,
из нам пришла мебель?»
которых
они
сделаны».)
«Посуда».
(«Виды
посуды,
материалы,
из
которых
сделана
посуда».)
«Новый
год».
«Зима».
«Зимние
месяцы».

Составление рассказа «Зимние
забавы» по сюжетной картине
Родственные слова
Рассказ по серии картинок
«Новый год».

13

14

Гомзяк О.С.
Говорим
правильно.
Конспекты
занятий по
развитию связной
речи в подг. к
школе логогруппе
зан.14
Гомзяк О.С.
Говорим
правильно.
Конспекты
занятий по
развитию связной
речи в подг. к
школе логогруппе
зан.13

15

Бардышева Т.Ю.,
Моносова Е.Н.
Логопедические
занятия в детском
саду. Зан. 56, 61

16

Бардышева Т.Ю.,
Моносова Е.Н.
Логопедические
занятия в детском
саду. Зан. 55

Январь
1

каникулы
«Жители Севера»

2

3

4

Пересказ рассказа С. А.
Баруздина «Страна, в которой мы
живём» с изменением главных
действующих лиц и
придумыванием последующих
событий

«Зимующие
«Зимующие птицы. Пересказ»
птицы»,
«Дикие Составление рассказа
животные зимой».
«Кормушка» по серии сюжетных
картин
«Профессии».
(«Трудовые
действия».)
Составление рассказа «Собака —
санитар» по серии сюжетных
картин

17

18

19

Гомзяк О.С.
Говорим
правильно.
Конспекты
занятий по
развитию связной
речи в подг. к
школе логогруппе
зан.25
Бардышева Т.Ю.,
Моносова Е.Н.
Логопедические
занятия в детском
саду. Зан. 72
Гомзяк О.С.
Говорим
правильно.
Конспекты
занятий по
развитию связной
речи в подг. к
школе логогруппе
зан.19

Февраль
«Инструменты».
1

Составление рассказа о людях
помогающих профессий.

20

Бардышева Т.Ю.,
Моносова Е.Н.
Логопедические
занятия в детском
саду. Зан. 35

28

2

3

4

«Животные
жарких
стран».
(«Повадки,
Пересказ рассказа Б.С. Житкова
детеныши».)
«Как слон спас хозяина от тигра»

«Комнатные
растения».
(«Размножение,
уход за ними».)

Пересказ рассказа К.Д.
Ушинского «Четыре желания»

«Животный мир
морей и океанов».
«Речные,
аквариумные
рыбы».

Пересказ рассказа Е. Пермяка
«Первая рыбка»

21

22

23

Гомзяк О.С.
Говорим
правильно.
Конспекты
занятий по
развитию связной
речи в подг. к
школе логогруппе
зан.15
Гомзяк О.С.
Говорим
правильно.
Конспекты
занятий по
развитию связной
речи в подг. к
школе логогруппе
зан.21
Гомзяк О.С.
Говорим
правильно.
Конспекты
занятий по
развитию связной
речи в подг. к
школе логогруппе
зан.18

Март

1

«Ранняя
весна.
Весенние месяцы».
«Мамин праздник». Составление рассказа
«Поздравляем маму» по сюжетной
картине с придумыванием
24
предшествующих и последующих
событий

Гомзяк О.С.
Говорим
правильно.
Конспекты
занятий по
развитию связной
речи в подг. к
школе логогруппе
зан.22

«Первые весенние
цветы»

Гомзяк О.С.
Говорим
правильно.
Конспекты
занятий по
развитию связной
речи в подг. к
школе логогруппе
зан.20

2

3

Знакомство
с
творчеством К. И.
Чуковского.

Составление рассказа «Всё
хорошо, что хорошо кончается»
по сюжетной картине с
придумыванием предшествующих
и последующих событий.

Составление рассказа «Дом, в
котором я живу» (из личного
опыта)

25

26

Гомзяк О.С.
Говорим
правильно.
Конспекты
занятий по
развитию связной
речи в подг. к
школе логогруппе
зан.27

29

4

Знакомство
с
творчеством С. Я.
Маршака.
Пересказ рассказа В.А.
Сухомлинского «Стыдно перед
соловушкой» с придумыванием
предшествующих событий

27

Гомзяк О.С.
Говорим
правильно.
Конспекты
занятий по
развитию связной
речи в подг. к
школе логогруппе
зан.28

Апрель
1

«День
космонавтики»

28

БардышеваТ.Ю.
.Моносова Е.Н.
Логопедические
занятия в детском
саду. Зан. 97
Гомзяк О.С.
Говорим
правильно.
Конспекты
занятий по
развитию связной
речи в подг. к
школе логогруппе
зан.24
Гомзяк О.С.
Говорим
правильно.
Конспекты
занятий по
развитию связной
речи в подг. к
школе логогруппе
зан.31
Гомзяк О.С.
Говорим
правильно.
Конспекты
занятий по
развитию связной
речи в подг. к
школе логогруппе
зан.23

Составление рассказов о космосе
«День космонавтики»

2

Знакомство
с
творчеством С. В.
Пересказ рассказа Г.А,
Михалкова.
Скребицкого «Весна» с
придумыванием последующих
событий

29

3

Знакомство
с
творчеством А. Л.
Барто
Составление рассказа по серии
сюжетных картин (с одним
закрытым фрагментом)

30

4

«Растения
и
животные весной».

31
Составление рассказа «Скворцы
прилетели» по серии сюжетных
картин

Май
1

«День Победы»

32
Составление рассказов из опыта
«День Победы»

2

«Перелетные
птицы весной».

33
Составление рассказа «Как я
проведу лето» (на заданную тему)

БардышеваТ.Ю.
Моносова Е.Н.
Логопедические
занятия в детском
саду. Зан. 108
Гомзяк О.С.
Говорим
правильно.
Конспекты
занятий по
развитию связной
речи в подг. к
школе логогруппе
зан.32

3
30

Диагностика

4

3.1. Методическое обеспечение
1. Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми
нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П., Гаврилушкина, Г. Г.
Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб.
2. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для
детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»., 2001
3. Логопедические

занятия

в

детском

саду.

Подготовительная

группа.

Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. М.: Издательство «Скрипторий 2003»
4. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий в
подготовительной группе. М.: издательство ГНОМ и Д, 2009.
5. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим
недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – 2-е
изд., испр. и доп. – М.: «Мозаика-Синтез», 2009. – 88с.
6. Лиманская О. Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. –
М.: ТЦ Сфера, 2010. – 176 с.

31

3.2. Система мониторинга
Диагностическое обследование проводится по периодам:
 стартовая диагностика – с 1 по 15 сентября,
 промежуточная диагностика – с 10 по 14 февраля,
 итоговая диагностика – с 15 по 30 мая.
Методика обследования носит тестовый характер. Процедура её проведения и
система оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить картину
речевого дефекта и определить степень выраженности нарушения разных сторон речи,
а также использовать её для прослеживания динамики речевого развития ребёнка и
эффективности коррекционного воздействия.
Параметры диагностики:
1. Артикуляционная моторика
 свобода и быстрота движений органов артикуляции, объём, сила движений,
их точность и плавность, лёгкость осуществления перехода от одного
движения к другому, наличие синкинезий, усиленной саливации, а также
степень выраженности двигательных недостатков при выполнении
непроизвольных и произвольных движений.
2. Фонематическое восприятие
 различение слов – квазиомонимов;
 повторение слоговых цепочек;
 выделение звука в ряду других звуков, в слогах, словах;
 выделение первого звука в слове;
 выделение последнего звука из состава слова;
3. Звукопроизношение
 звукопроизношение группы звуков раннего онтогенеза;
 звукопроизношение группы свистящих звуков;
 звукопроизношение группы шипящих звуков;
 звукопроизношение сонорных звуков Л, Ль;
 звукопроизношение вибрантов.
4. Звуко-слоговая структура слова
 произношение слов сложного слогового состава
5. Грамматический строй речи
 правильность построения грамматической структуры предложения;
 правильность использования падежных форм существительных;
 употребление существительных в форме множественного и единственного
числа в И. и Р. П.;
 согласование различных частей речи;
 правильность употребления предложных конструкций.
6. Словарь, словообразование
 детёныши животных;
 называние частей предметов;
 обобщающие понятия;
 действия по предъявленному предмету;
 уменьшительно-ласкательная форма существительных;
32

 относительные прилагательные;
 притяжательные прилагательные;
 качественные прилагательные;
 сравнительная степень прилагательных (для старшего возраста);
 приставочные глаголы (для старшего возраста);
 антонимы;
 названия профессий.
7. Связная речь
 рассказ по картине;
 пересказ текста;
 рассказ по серии картин (для старшего возраста)
Уровни речевого развития детей

Оценка выполнения задания по
баллам:

IV уровень – 100–80% - справляется
по всем параметрам
3 балл – точное и правильное
выполнение
III уровень – 79, 9 – 65% - частично
усваивает
2 балла – самокоррекция
II уровень – 64, 9 – 45% - частично 1 балл – неправильное выполнение
справляется
0 баллов – отказ, невозможность
I уровень – 44, 95% и ниже – не выполнения
справляется
Максимальное количество баллов по каждой проверяемой позиции соответствует
речевому развитию в норме. Таким образом, уровень речевого развития детей от 80%
– 100% соответствует относительной норме.

3.3. Календарно-тематическое планирование работы с родителями
в подготовительной группе

33

месяц
сентябрь
октябрь
ноябрь

Дата

Формы работы

Содержание работы

Мониторинг речевого
развития

Индивидуальное стартовое диагностическое
обследование вновь прибывших детей в
присутствии родителей

Наглядная информация

Стенд: «Что нужно знать взрослому,
начинающему обучать дошкольника основам
грамоты»

Наглядная информация

Папка-передвижка: «Характеристика речи
детей 6-7 лет»

Родительское собрание

Тема: «Задачи обучения на год»

Консультация

Тема: «Освоение письменной речи»

Домашнее задание

Еженедельные задания по закреплению
речевых умений

Наглядная информация

Стенд: «Многозначность слов»

Консультация

Тема: «Родителям о звуковом анализе и
синтезе»

Домашнее задание

Еженедельные задания по закреплению
речевых умений

Домашняя видеотека

«Артикуляционная гимнастика»

Индивидуальные
консультации

Тема: «Мой ребёнок не запоминает буквы. Что
делать?»

34

Папка-передвижка: «Послушные буквы»

Семинар

Тема: «Речевая готовность ребёнка к школе»

Консультация

Тема: «Каким вы хотите видеть своего ребёнка
в будущем»

Родительское собрание

Тема: «Итоги I периода обучения. Наши
успехи и неудачи. Задачи II периода обучения»

Наглядная информация

Папка-передвижка: «Готовность ребёнка к
школе»

Консультация

Тема: «Игротека в кругу семьи»

Домашнее задание

Еженедельные задания по закреплению
речевых умений

Наглядная информация

Папка-передвижка: «Ребёнок зарычал
(зашипел, засвистел)?»

Индивидуальные
консультации

Тема: «Неуспевающие дети. Как им помочь»

Домашнее задание

Еженедельные задания по закреплению
речевых умений

март

февраль

январь

декабрь

Наглядная информация

Логопедический
практикум

Тема: «Интеллектуальные игры для развития
памяти, внимания, мышления и речи старших
дошкольников»

Наглядная информация

Стенд: «Зачем читать детям книги»

35

Тема: «По дороге в детский сад»

Домашнее задание

Еженедельные задания по закреплению
речевых умений

Домашняя видеотека

«Логопедические программы» (подготовка к
школе в играх и весёлых упражнениях)

Наглядная информация

Папка-передвижка «Как делать уроки с
первоклашкой»

Индивидуальные
консультации

Тема: «Безусловное принятие»

Домашнее задание

Еженедельные задания по закреплению
речевых умений

Анкетирование

Тема: «Результаты совместной работы
специалистов ДОУ и родителей»

Родительское собрание

Тема: «Итоги коррекционной работы»

май

апрель

Логопедический
практикум

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (42373)3-24-15

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».